Как используют запахи в рекламе?
Автор: Андрей Кирияк
Лозунг «Реклама — двигатель прогресса» давно превратился в аксиому и не нуждается в доказательствах. В нашем бурно развивающемся мире стало верно и обратное утверждение: научные достижения самым активным образом внедряются в списки приоритетов маркетинговых программ. В условиях перенасыщенности рынка разнообразными услугами и товарами традиционная «агрессивная» реклама (щиты, баннеры, неоновые вывески, ролики на радио и телевидении, почтовая рассылка и т.п.) теряет в своей эффективности, потребитель элементарно устает от ее количества, визуальное и аудиовосприятие чрезмерно перегружены. Выходом может стать аромамаркетинг.
История аромамаркетинга
Аромамаркетинг — целенаправленная ароматизация воздуха — в качестве самостоятельного направления оформился в конце 90-х годов прошлого века в Японии и Америке, Интересы бизнеса заставляли многие фирмы бороться за клиентский сегмент всеми возможными способами. Знаменитый маркетинговый консультант Мартин Линдстром уверял, что «в битве за потребителя победу одержит тот, кто будет эффективно воздействовать на все пять органов чувств: зрение, слух, осязание, вкус и запах». А именно запах, по мнению ученых, является чуть ли не единственным средством, способным выиграть борьбу за подсознание. Обоняние (в этом процессе участвуют около 50 млн. рецепторов) — действенный канал коммуникации, так как он напрямую передает сигналы в ту часть мозга, которая отвечает за эмоции и память. Следовательно, справедливо решили маркетологи и PR-технологи, этот канал можно и нужно использовать для влияния на поведение человека и стимулирования его потребностей в товарах и услугах.
Мировая практика использования аромамаркетинга
В мировой практике использование систем ароматизации уже признано неотъемлемым элементом менеджмента и мерчандайзинга. По данным исследований научной группы потребления и поведения Падерборнского Университета (Германия) за счет применения аромааппаратов увеличиваются:
— время пребывания покупателей в магазинах — на 15.9%;
— степень готовности к покупкам — на 14,8 %;
— количество немотивированных, импульсивных покупок — на 6 %.
В свою очередь, Служба маркетинга запахов в США подтверждает, что ароматизация воздуха в магазинах способна поднять уровень продаж на 15-20% без расширения ассортимента и дополнительных дизайнерских перепланировок.
Аромамаркетинг в России
Россия начала перенимать западный опыт около пяти лет назад, и спрос на него стремительно растет. В Екатеринбурге многопрофильный сервис (вплоть до разработки аромадизайна и аромабрендинга) осуществляет партнер компании «Ароматик», являющейся эксклюзивным дистрибьютором немецкого концерна «Reima AirConcept GmbH». На сегодня руководителям торговых компаний и предприятий даются гарантии повышения лояльности клиентов за счет создания неповторимой атмосферы, подчеркивания стиля, имиджа и статуса заведения, стимулирования его повторного посещения, что, в конечном итоге, и обеспечивает необходимые конкурентные преимущества.
Но каким же образом столь желанные для любого бизнеса цели претворяются в жизнь? Если в природе существует около 400 тыс. четко определяемых запахов, то для нужд аромамаркетинга привлекаются пока чуть более 300. Специалисты, в зависимости от различных критериев — расположения магазина, площади его торговой территории, целевой аудитории, специфики товара и даже текущего сезона, подбирают строго индивидуальный аромат (или композицию ароматов), который будет ассоциироваться именно с данным заведением и данной продукцией. Главное, чтобы аромат соответствовал концепции заведения — запах, как составляющая дизайна, призван дополнять целостную картину торгового зала и гармонизировать пространство.
Скажем, в продовольственных магазинах для создания непринужденной «праздничной» атмосферы рекомендуется использовать «бесконфликтные» ароматы арбуза и огурца; запахи карамели или шоколада актуальны в кондитерских отделах, дыни или яблока — в отделах по продаже фруктов, а для нейтрализации естественных неприятных запахов (в рыбном или мясном отделах) — запах лимона. Алкогольные супермаркеты могут очаровать покупателей легким ароматом хорошего вина или ягодной композицией. Элитным ресторанам целесообразно использовать ароматы, создающие оригинальную атмосферу и уничтожающие запахи кухни, тогда как небольшим кафе, барам или пиццериям выгодно возбуждать аппетит клиентов с помощью запахов готовящихся блюд. Более того, владельцы целенаправленно размещают ароматизирующие аппараты во входных группах или прямо на улице, зазывая покупателей «домашним» ароматом молотого кофе или свежеиспеченного хлеба. Магазинам одежды увеличить продажи помогают запахи ванили, лаванды, базилика, мяты и лимона. Ювелирные салоны ароматизируют легкими цветочными или парфюмированными ароматами, а магазины нижнего и постельного белья пахнут лавандой, жасмином и розой. Среди казино и ночных клубов, как правило, популярны два запаха: азартный фруктовый и кожа-сандал, что позволяет уйти от устойчивого табачного дыма и создать комфортную расслабляющую обстановку, вызывающую готовность выкладывать крупные суммы. Туристические фирмы не довольствуются наглядной рекламой, а распыляют в своих офисах также ароматы цитрусовых, тропического леса, моря и кокосового молока. Косметические и spa-салоны включают в ароматическую линейку чистые эфирные масла, создавая зональную ароматизацию в соответствующих кабинетах. Для кинотеатров оптимальны попкорн и кола, а стоматологические клиники и медицинские центры благоухают ванилью и яблочным пирогом, которые обладают успокаивающими свойствами.
Словом, возможности аромамаркетинга простираются очень далеко. Достаточно установить на «объекте» специальные аромамашины, которые функционируют в автоматическом режиме по принципу испарения или мелкодисперсного распыления ароматических веществ. Такое оборудование может быть монтировано в вентиляционные системы или установлено непосредственно в зале, но благодаря hi-tech дизайну, оно не будет выглядеть вычурным и нелепым, а источаемые при этом высочайшего качества аромакомпозиции, благодаря запатентованной формуле, не только не вызывают аллергических реакций, но и устраняют неприятные запахи, не смешиваясь с ними.
Аромамаркетинг вызывает мгновенный интерес руководителей компаний самых различных сфер деятельности; более того, использование аромакомпозиций позволило многим заведениям выгодно отличаться от своих конкурентов: их клиенты высоко оценили благоприятную атмосферу, в которую они попадают при посещении таких компаний.